Витебск фестивальный

ОТ КНЯЗЯ ОЛЬГЕРДА ДО «СЛАВЯНСКОГО БАЗАРА», ИЛИ ДЕСЯТЬ ЛЕТ УНИКАЛЬНОМУ ВЫСТАВОЧНОМУ ЗАЛУ «ДУХОВСКОЙ КРУГЛИК»

«Духовской круглик» официально именуется выставочным залом, хотя по праву его можно назвать музеем. В нём собрана уникальная коллекция экспонатов об одном из крупнейших в мире культурном форуме – Международном фестивале искусств «Славянский базар в Витебске». Появившись в самом начале 90-х годов теперь уже прошлого XX века и приняв эстафету витебских джазовых фестивалей, а потом и Всесоюзных фестивалей польской песни, «Славянский базар» перешагнул рубеж тысячелетий и, обновлённым, молодым, пройдя смену поколений, добрался до почтенного для таких форумов искусств 27-летия.

В этом году исполняется десять лет с того дня, когда выставочный зал «Духовской круглик» открыл двери для участников и гостей «Славянского базара», для многочисленных зрителей, витеблян и тех, кто специального приезжает на фестиваль из других городов и стран, для всех, кто интересуется историей Витебска, прошлым и настоящим Международного фестиваля искусств.

Первый, небольшой, но всё же юбилей. Время вспомнить историю создания «Духовского круглика» и людей, которые вложили знания, творческие возможности в то, чтобы в Витебске был создан выставочный зал, ставший одновременно и центром изучения многовекового прошлого родного города, и тем местом, где в фотографиях, документах, инсталляциях пишется летопись «Славянского базара».

Мы живём в очень быстротечное время, и события, которые происходили всего десять или десять с небольшим лет тому назад, обрастают легендами и становятся настоящей историей.

В Духовском  кругликеВ 2006 году, незадолго до открытия XV Международного фестиваля искусств, тогда вице-премьер правительства Беларуси Александр Косинец, он был председателем оргкомитета по проведению фестиваля, сказал, что было бы хорошо сделать выставку, в которой бы отразилась история «Славянского базара в Витебске».

Работать начали в тот же день и буквально в авральном режиме. До открытия фестиваля оставались считанные дни. Собирали экспонаты, где только могли. На складе Городского центра культуры хранились старые декорации, инвентарь – всё перебрали, пересмотрели. Что могло пригодиться – подновили, отреставрировали. В умелых руках дизайнеров и реставраторов старые вещи стали выглядеть привлекательно.

Историю фестиваля, или, другими словами, тематико-экспозиционный план выставки, составили Ольга Сальникова и Аркадий Шульман. Старые фотографии отбирал, реставрировал Александр Фрумин. Афиши, буклеты, программки 90-х годов подбирала Антонина Сальникова. Была задействована заведующая хозяйством Городского центра культуры Анна Аксютик. Много людей принимало участие в подборе экспонатов для выставки.

К открытию фестиваля выставка была готова. Проходила она в старом витебском здании, в непосредственной близости от Амфитеатра и Музыкальной гостиной. Раньше в этих залах размещался Литературный музей, а до него – ресторан.

В Духовском  кругликеСтены неровные, зелёного цвета. Ремонт было делать некогда.

Перед группой дизайнеров и художников во главе с Александром Вышкой стояла непростая задача: надо было не только показать историю фестиваля, сделать красивую информативную выставку, но и решить задачу так, чтобы архитектура ушла на второй план – максимально заполнить зал, стены, даже потолок, экспонатами.

Работали днём и ночью и с задачей, которую ставили перед рабочей группой, справились. Получилась интересная, оригинальная выставка. Её посмотрели тысячи людей. Отзывы были хорошие и от артистов, и от горожан, и от членов правительства Беларуси.

И когда на следующий год решили открыть стационарную выставку, посвящённую Международному фестивалю искусств, без всяких сомнений за основу взяли понравившуюся всем экспозицию.

А вот где разместить стационарную выставку? Оставить в прежних залах? Но там было явно мало места. А буквально в десятке метров возводили «Духовской круглик».

В Духовском  круглике...Во время археологических раскопок в 1984 году был открыт фундамент каменной башни XIV века. Находка доказывала наличие в Витебске двух каменных замков – Верхнего и Нижнего. Башня входила в комплекс строений Нижнего замка, возведённого в 1330–1351 годах. Название башни «Духовской круглик» характеризует особенность архитектурного строения. Она была восьмиугольной и находилась напротив Свято-Духовской (Духовской) церкви. В 80-е годы старинный фундамент законсервировали, как говорится, до лучших времён. А спустя более чем двадцать лет вспомнили о нём.

В 2006 году было решено провести реконструкцию Летнего амфитеатра. Над уютным зрительным залом возвести крышу, открыть арт-кафе, сделать полное благоустройство прилегающей территории. В планах также значилось заложить Аллею звёзд – осуществлено это было в 2009 году.

Главный архитектор Витебска Борис Владимирович Ляденко предложил над старым законсервированным фундаментом возвести новый «Духовской круглик». Идея понравилась. В ней читалась не только связь времён: новое строение соединяло древнюю историю города и его сегодняшний день, и архитектурно оно прекрасно вписывалось в городской пейзаж. Б.В. Ляденко стал научным руководителем работ.

Был объявлен конкурс на лучший проект. В нём приняли участие белорусские архитекторы. Лучшей была признана работа Руслана Ляденко.

– От начала проектирования до того момента, когда перерезали ленточку, прошло ровно девять месяцев, – рассказывает Руслан Борисович Ляденко. – Вот такой символический срок понадобился для рождения нового объекта. Большую помощь практическими советами оказал опытный архитектор, в то время заместитель министра архитектуры и строительства Республики Беларусь, а позднее министр Анатолий Иванович Ничкасов. Нижний этаж предназначался для музеефицирования фрагментов старинного фундамента, остальные – под выставочные залы. Строительство «Духовского круглика» вёл Витебский строительный трест № 9. Его генеральный директор заслуженный строитель Беларуси Валентин Викторович Козичкин не только уделял много времени этому объекту, но в последние недели перед сдачей буквально дневал и ночевал там.

В Духовском  кругликеСовременный вид строения – это художественная реконструкция башни XIV века. Размеры построенного «Духовского круглика» – 9,2 х 9,2 м, высота – 27 м. Башня имеет пять уровней.

Когда строители заканчивали возводить объект, сомнений ни у кого не было: именно здесь должна размещаться выставочная экспозиция, посвящённая Международному фестивалю искусств. Хотя, откровенно говоря, новое здание не было полностью приспособлено к этому. Пришлось в срочном порядке что-то доделывать, приспосабливать. Без этого не бывает строительства в сжатые сроки.

Концепция выставочного зала разрабатывалась рабочей группой во главе с Ольгой Сальниковой, которая работала тогда первым заместителем генерального директора ГУ «Центр культуры “Витебск”». Но, безусловно, все работы шли под непосредственным руководством заслуженного работника культуры Беларуси Родиона Михайловича Басса, который в то время был генеральным директором ГУ «Центр культуры “Витебск”».

И хотя за основу была взята уже обкатанная и получившая хорошие отзывы выставка, посвящённая 15-летию фестиваля, перед группой дизайнеров и художников во главе с Александром Вышкой стояла, пожалуй, ещё более сложная задача, чем год назад.

Нужно было связать в единое целое оборонительное средневековое сооружение и современный фестиваль искусств, соединить, как это ни громко звучит, века. Да и, кроме того, время серьёзно поджимало.

– Мы должны были приступить к работе 1 июня, – вспоминает Александр Григорьевич Вышка. – Но в начале июня ещё полным ходом шла стройка. Только 22 июня в 6 часов утра я пришёл в «Духовской круглик» для работы. Кругом ещё трудились строители, ставили сигнализацию.

Назавтра «Духовской круглик» посетили губернатор Витебской области Владимир Андрейченко и мэр города Витебска Пётр Дроздов. Прошли по этажам, спросили, какая нам помощь нужна. Им понравилась наша идея, и на прощание они сказали, что надеются 6 июля здесь увидеть что-то интересное.

В Духовском  круглике24 июня я собрал бригаду: Сергея Романовского, Степана Дроздова, Илью Гурко, Виталия Домодовского, Влада Вышку. 30 июня мы наконец-то начали монтаж экспозиции. Эскизы не подходили, архитектурные размеры кое-где не соответствовали тому, что было запланировано, большие стеклянные окна уменьшали площади. Мы вели монтаж и продолжали рисовать, печатать. Все работали с листа. Например, приезжали с коврового комбината, они делали покрытия для пола. Цвет покрытия согласовывали без всяких проб и сделали всё абсолютно точно. 2 и 3 июля стелили покрытия. Последние доработки экспозиции делали 6 июля утром. Всё успели сдать точно в срок.

И в самой архитектуре, и в построении экспозиции «Духовского круглика» заложено много символического, и это не только одна из его самых привлекательных черт, но и способность не поддаваться времени, не устаревать. И даже слова, которые каждый из нас слышал сотни раз –  заглянуть в глубину веков, здесь обретают реальный смысл.

Когда заходишь в «Духовской круглик», первое, что видишь, – археологический раскоп, и в глубине этого колодца – фундамент древней каменной башни. Её построили наши предки много веков назад. Конечно, сегодня это только артефакт, но понимаешь, что на этих древних фундаментах держится и вся наша история, и наш сегодняшний день.

Здесь же вас встречают портреты знаковых фигур в истории Витебска: князя Василько (XIV век), княжны Марии Ярославовны (XIV век), Великого князя Литовского Ольгерда, сыгравшего особую роль в витебской истории, и его второй жены Ульяны Александровны (Тверской), живших в XIV веке. Художественная реконструкция портретов выполнена витебским художником Игорем Дуровым.

Лестницы, а они мастерски сделаны дизайнерами и кузнецами, тоже играют особую роль в Духовском круглике. Это не только подъём на следующий уровень выставочного зала. Вокруг лестниц так расположены экспонаты, что это ещё и символическое путешествие во времени, подъём в новую эпоху.

Второй тоже посвящён истории Витебска – это своеобразная прелюдия к основной теме выставочного зала, к сегодняшнему дню города, одной из самых известных и привлекательных страниц которого стал фестиваль «Славянский базар».

Художники и фотографы – летописцы времени. Витебску повезло, его рисовали в разные периоды истории известные художники. И, переходя от работы к работе, мы видим, как менялся облик города, его центральная часть, где сегодня находится и сам «Духовской круглик». На акварелях польского художника Юзефа Пешки (1767–1831) Витебск – красивый, европейский город конца XVIII – начала XIX века. Копии картин выполнены витебским художником Борисом Лалыко.

Лирическое настроение – на фотографиях пионера цветной фотографии в России, создателя «Коллекции достопримечательностей Российской империи» С.М. Прокудина-Горского. Витебские фотографии сделаны в 1912 году. В экспозиции «Духовского круглика» – копии, оригиналы находятся в Национальной библиотеке конгресса США.

В Духовском кругликеПриблизительно в то же время написана картина «Цирк Лери». Её автор — основатель витебской художественной школы, первый учитель Марка Шагала – Юдель Пэн. В «Духовском круглике», где выставлена копия картины, для неё нашли необычное и очень интересное место. Цирк Лери находился приблизительно там же, где сегодня расположен Летний амфитеатр. Картина, а сразу за ней окно и вид на сегодняшний город, создают многоплановую композицию, которой заинтересовался бы сам художник.

На третий этаж мы поднимаемся вместе с заведующей выставочным залом «Духовской круглик» Валентиной Николаевной Голубковой, которая работает здесь с первого дня.

– В Духовском круглике собрано более 720 экспонатов. И, безусловно, основная их часть рассказывает о Международном фестивале искусств «Славянский базар в Витебске». Многие даже называют наш выставочный зал музеем «Славянского базара». Этой теме полностью посвящены третий и четвёртый этажи.

За десять лет в нашем выставочном зале побывало более ста тысяч посетителей. Солидная цифра. И значительная часть – молодые люди до тридцати лет. Для них Всесоюзные фестивали польской песни, которые проходили в Летнем амфитеатре в 1988 и 1990 годах и явились предтечей «Славянского базара», так же как и строительство самого Амфитеатра, а его сдали к Первому польскому фестивалю, – это история, которая была до их рождения. Поэтому для них все экспонаты, связанные с этими событиями, вызывают особый интерес.

На третьем этаже – фотографии с Польского фестиваля и витрина со звуковым оборудованием, которое использовали на первых концертах в Летнем амфитеатре. Безусловно, сегодня это оборудование вызывает улыбку у специалистов. Но в те времена это было «о-го-го!». И звёзды польской и советской эстрады говорили: «У вас хороший звук, прекрасная акустика».

В углу над лестничным пролётом – фотографии сцены Летнего амфитеатра разных лет. Каждый год сцена главной фестивальной площадки предстаёт перед зрителями и многомиллионной телеаудиторией обновлённой. Меняются замыслы, художественное, а в последние годы и технологическое решение. Сценографией все годы занимались прекрасные художники-сценографы: москвич Александр Гримм, лауреат Национальной премии «Овация» и множества других наград Борис Краснов, обладатель Российской национальной телепремии «ТЭФИ» Александр Холоднов и другие.

Обладатель высшей российской театральной премии «Золотая маска» Зиновий Марголин, взявший за основу сценографии X Международного фестиваля искусств городские пейзажи – Ратушу и сходящиеся к ней улицы, конечно же, вспомнил и о витебском трамвае. Сегодня этот вид городского транспорта, которому почти 120 лет, один из символов Витебска. И поэтому трамвай стал элементом декорации. А потом переехал на постоянное место жительства в выставочный зал «Духовской круглик». Также нашли здесь себе место и фонари с подвесками из декораций 2005 года.

В выставочном зале, как впрочем, и в любом музее, случайных вещей не бывает. И каждый экспонат может рассказать большую и интересную историю. В том числе и зонтик, который, порой кажется, забыл на третьем этаже кто-то из посетителей «Духовского круглика». Дождь – одна из счастливых примет «Славянского базара».  Впервые в день открытия он пролился на витебскую землю ещё в 1993 году. А потом каждый год как будто бы специально ждёт открытия фестиваля. Кто только ни шутил на эту тему, а дождь, знай себе, проливается точно к открытию.

Витебск – город Шагала. На фестивальных концертах и представлениях часто вспоминают художника. Те, кто видел феерии 1990-х – начала 2000-х годов, посвящённые великому мастеру, с удовольствием вспоминают о них. Шагаловские скрипачи улетали из обыденности, из местечковой суеты, в витебское ночное небо. Действия разворачивались на крыше ратуши, под её часами. В экспонатах выставочного зала – фотопанно, сделанное на одном из этих представлений, и чёрно-белая скрипка, на которой играли шагаловские герои.

Карточки аккредитации – это не только пропуск на концерты и мероприятия, но и своеобразная визитка фестиваля. За эти годы было выдано более 150 тысяч карточек аккредитации участникам, обслуживающему персоналу и гостям фестиваля. На обратной стороне карточек первого, тогда Международного музыкального фестиваля, в 1992 году была напечатана вся программа «Славянского базара». Такой небольшой она была. Безусловно, в инсталляции, которая находится в центре третьего этажа, невозможно собрать все аккредитации. Но здесь размещены карточки разных лет. У каждой свой дизайн, напоминающий о фирменном стиле всех фестивалей.           Это не только память об участниках «Славянского базара», многих из них уже нет среди нас, но и рассказ о масштабности форума искусств.

В Духовском кругликеТакже с первого дня выставочного зала «Духовской круглик» здесь работает научный сотрудник Елена Серова. Она комплектует экспозицию новыми материалами, разрабатывает экскурсии, готовит тематические программы, проводит творческие встречи.

– Самое большое количество экспонатов – фотографии. Создана фотолетопись «Славянского базара», – рассказывает Елена Серова. – На снимках – знаковые моменты в истории Международного фестиваля искусств, мгновения концертов, портреты звёзд эстрады, известных актёров театра, кино, поэтов, выступавших здесь. Каждый год мы пополняем нашу экспозицию. Как у фестивальных дней нет свободных часов, так и у нас уже нет незанятого пространства. Экспонаты размещаются на стенах залов, в лестничных пролётах, на различных дизайнерских конструкциях и даже на потолках. Наша коллекция растёт, и мы задумываемся о пространстве для новых экспонатов.

«Славянский базар в Витебске» объединил все виды искусства, здесь уютно себя чувствуют представители всех музыкальных направлений – от классики до фольклора, с фестивальных сцен звучат самые современные ритмы и хоровое многоголосие, органная и этническая музыка разных народов мира. И в этом своеобразие и привлекательность Международного фестиваля искусств. Всё это нашло своё отражение в выставочном зале.

«Славянский базар» всегда находился в центре внимания политиков самого высокого ранга. Президент Беларуси Александр Лукашенко, в 1995 году взявший Международный фестиваль искусств под свой патронаж, ежегодно приезжает на «Славянский базар в Витебске», приветствует его участников и зрителей со сцены Летнего амфитеатра. Президент и правительство Беларуси оказывают действенную помощь в подготовке фестиваля.

6 июля 2007 года Александр Лукашенко в первый день XVI Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске» перерезал ленточку у входа и в торжественной обстановке открыл «Духовской круглик». Для Президента Беларуси была проведена первая экскурсия по новому выставочному залу.

Одним из самых ценных экспонатов «Духовского круглика» является Почётный знак Международного фестиваля искусств «Славянский базар». Это серебряный василёк с использованием горячей эмали и золотой хлебный колос. Уникальную ювелирную композицию создал витебский художник-ювелир Юрий Руденко. В 1995 году Знак № 1 вручили Президенту Беларуси Александру Лукашенко – за решающий вклад в судьбу международного форума. Знак не тиражировался и является уникальным призом. После белорусского Президента его получили только три человека: Армандо Морено – президент Международной федерации фестивальных организаций, народная артистка России певица Людмила Зыкина, отметившая на сцене «Славянского базара» полувековой юбилей творческой деятельности, и Джордже Марьянович – популярный сербский певец и композитор.

В 2001 году на X Международном фестивале искусств «Славянский базар в Витебске» состоялась встреча президентов трёх стран: Беларуси – Александра Лукашенко, России – Владимира Путина и Украины – Леонида Кучмы. Во время Торжественного открытия фестиваля они приветствовали славянский форум культуры, пожелали ему долголетия и процветания. Встреча трёх президентов запечатлена на фотографии, находящейся в экспозиции.

В 2015 году после выступления Президента Беларуси дети поднялись на сцену Амфитеатра и подарили главе государства бумажного голубя с автографами и пожеланиями всех участников Международного конкурса исполнителей эстрадной песни «Витебск». Александр Григорьевич на таком же бумажном голубе написал «Мир – всем!» и сказал: «Пускай эти две символические птицы хранятся в музее “Славянского базара”».

Слова «планетарный масштаб витебского фестиваля» – это не только метафора, красивый оборот речи. В 1996 году одно из созвездий, состоящее из 11 звёзд, было записано в Международном звёздном реестре, как «Славянский базар», а звёздам присвоены имена славянских стран-участниц фестиваля: Беларуси, России, Украины, Болгарии, Польши, Словакии, Чехии, Македонии, Словении, Сербии, Югославии.

В Духовском кругликеДокумент, свидетельствующий об этом, хранится в «Духовском круглике».

В «табели о рангах» мирового фестивального движения «Славянский базар в Витебске» занимает почётное место. Дважды, в 2000-м и 2004 годах, Международной федерацией фестивальных организаций (FIDOF) он был признан «Фестивалем года» за качество организации, профессионализм, гостеприимство и содействие реализации главной цели FIDOF: «Укреплять мир и дружбу через музыку и искусство». В экспозиции на фотографии президент-основатель FIDOF профессор Армандо Морено (США) вручает Диплом директору фестиваля Родиону Бассу.

C июля 2015 года Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске» вошёл в Международную ассоциацию фестивалей (WAF). На заседании совета директоров-участников WAF, которое состоялось в Витебске в дни «Славянского базара в Витебске» 2015 года, генеральный директор Государственного учреждения «Центр культуры “Витебск”», директор Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске» Александр Сидоренко был избран президентом этой международной фестивальной организации. В Витебске находится её штаб-квартира. Коллективными членами Международной ассоциации фестивалей являются 19 фестивалей из 13 стран.

На фотографии запечатлён момент, когда Марьян Катароски (Македония) передаёт бразды правления организацией Александру Сидоренко. Здесь же на стенде знак, свидетельствующий об участии «Славянского базара в Витебске» в Международной ассоциации фестивалей.

Победителями Международного конкурса исполнителей эстрадной песни «Витебск» в разные годы становились молодые певцы из Беларуси, России, Украины, Югославии, Сербии, Македонии, Хорватии, Польши, Литвы, Казахстана, Израиля и Мексики. В эти страны на разные континенты победители конкурса увезли специальные призы фестиваля, которые вручались обладателям Гран-при.

В первые годы наградой победителю конкурса становился хрустальный «Золотой петух», обладатели первой, второй и третьей премий получали «Золотое», «Серебряное» и «Хрустальное» яйцо. Эти уникальные работы из стекла выполнили белорусские художники Татьяна и Пётр Артёмовы.

В Духовском кругликеС 1997 года, в течение шести лет, победители получали роскошное произведение художника-ювелира Юрия Руденко «Васильковый букет».

В 2003 году появилась «Золотая лира». Автор – витебский скульптор Валерий Могучий.

Коллекция призов витебского фестиваля, выставленная в «Духовском круглике», могла бы украсить экспозицию любой выставки, музея самого высокого ранга. Почётные награды сами по себе являются произведениями искусства.

В этом ряду и ювелирное «Золотое перо», которое в течение десяти лет вручалось лучшему журналисту. Авторская работа художников Татьяны и Юрия Руденко стилизована под гусиное перо, окунутое в чернильницу, и украшена полудрагоценными камнями.

Первой высокую награду получила в 1994 году журналист московской газеты «Культура» Мариам Игнатьева, которая до 90-летнего возраста освещала работу фестиваля, что, наверное, заслуживает записи в Книге рекордов Гиннесса. Был награждён «Золотым пером» и Михаил Шульман, в течение десяти лет руководивший пресс-центром. В 2016 году вручение журналистского приза вернулось в программу фестиваля, но выглядит теперь «Золотое перо» иначе.

На специальных конструкциях – фотографии обладателей Гран-при Международного конкурса исполнителей эстрадной песни «Витебск» и детского конкурса, членов жюри.

Из окон «Духовского круглика» видна Площадь звёзд. А на фотографиях, представленных в экспозиции, все лауреаты Специальной награды Президента Беларуси «Через искусство – к миру и взаимопониманию!», удостоенные чести быть отмеченными на Площади звёзд.

По крутой винтовой лестнице поднимаемся на пятый этаж. Просторный, светлый, красивый зал. В нём проходят предфестивальные пресс-конференции, встречи с творческими людьми, выставки художников. У «Духовского круглика» наполненная интересными событиями жизнь и в фестивальные дни, и в другие месяцы года.

Одним из первых экспонатов выставочного зала стал глобус с васильками. Букеты прекрасных белорусских полевых цветов, ставших символом «Славянского базара в Витебске», стоят почти на всех этажах «Духовского круглика». На глобусе васильками отмечены страны, принимавшие участие в фестивале. Сегодня больше семидесяти васильков украшают глобус. Ими отмечены все континенты земного шара.

Все посетители «Духовского круглика» обязательно останавливаются перед мини-выставкой, на которой представлены фестивальные деньги – «васильки». Первый их тираж был отпечатан в 1993 году. Васильки выглядят как реальные денежные купюры – с водяными знаками и номерами, и ясно дают понять, что «Славянский базар» – это территория, где царят свои правила и законы. За 24 года несколько раз менялось изображение на купюрах, выпускались новые номиналы. «Васильки», которыми участники и гости фестиваля рассчитываются в кафе, ресторанах, гостиницах и сувенирных лавках, привязаны к курсу белорусского рубля. Они отпечатаны на двух языках – белорусском и русском. В ходу шутка, что «васильки» – пока единственная валюта Союзного государства.

Из окон пятого этажа, а они расположены по всему периметру здания, открывается прекрасная панорама Витебска. Отсюда видны и реки Западная Двина и Витьба, и Ратуша, и театр имени Якуба Коласа, и Художественный музей, и здание облисполкома, и все улицы, сходящиеся к площади Свободы. И, буквально как на ладони, весь комплекс сооружений Летнего амфитеатра. Особенно красивый вид открывается в летний солнечный день.

Мы рассказали далеко не обо всех экспонатах, которые выставлены в «Духовском круглике». Чтобы увидеть их, услышать рассказ об истории Витебска, узнать интересные подробности о «Славянском базаре» – приходите в выставочный зал.

Адрес филиала ГУ «Центр культуры Витебск» выставочного зала «Духовской круглик»: проспект Фрунзе, 13А/1. Телефон для справок:  + 375 212 35 81 38.

В «Духовском круглике» вы также сможете купить интересные витебские сувениры, которые будут напоминать вам о «Славянском базаре».

Аркадий ШУЛЬМАН

Автор благодарит за помощь в подготовке материала заведующую выставочным залом «Духовской круглик» Валентину Голубкову и научного сотрудника выставочного зала «Духовской круглик» Елену Серову.