Новости

07 июля 2015

24 часа в сутки в мыслях о театре

Во время «Звездного часа» народный артист России, художественный руководитель Московского губернского театра Сергей Безруков признался, что уделяет театру 24 часа в сутки, потому что он требует к себе именно такого внимания.

– А нашему театру полтора года, коллектив находится в стадии становления. Однако только за один сезон мы сделали восемь премьер! Это работа на износ!

Прежде всего Сергей Витальевич рассказал о спектакле «Весна», поставленном по ранним рассказам Михаила Задорнова, который привезен в фестивальный Витебск:

Сергей БЕЗРУКОВ– Спектакль «Весна» сделан с хорошей молодой энергией, с романтическим подходом к жизни. Он о том, что нужно успевать жить. Если ты хочешь познакомиться с девушкой — знакомься, а не жди, когда окончишь институт и будешь в определенном статусе. Нужно жить здесь и сейчас. Делать ошибки, но жить. Спектакль о любви и еще раз о любви. Главную роль в нем исполняет Александр Соколовский, известный по сериалу «Молодежка». Он обладает потрясающим чувством театральной команды, очень светлый по энергетике актер, искренний, что в наше время очень важно… «Весна» – не эстрадный формат, а полноценная театральная постановка.

И почти весь час, отведенный для общения с журналистами, Сергей Витальевич увлеченно, с большой любовью рассказывал об истории создания Московского губернского театра, о его особенностях, о репертуаре, актерах.

– Два года назад я стал худруком Московского областного дома искусств «Кузьминки», а потом возникла идея объединить областной драматический театр имени Островского и областной камерный театр, которые базировались в одном здании с двумя замечательными залами – малым и большим. Объединение двух трупп, у каждой из которых свой жизненный устав, – трудоемкое дело. Но бунтов не было (смеется). Я сразу взялся за постановку спектакля по трем пьесам Островского «Нашла коса на камень» (одно из малоизвестных названий пьесы «Бешеные деньги») и занял в ней большое количество актеров из обеих трупп. И спектакль объединил всех в одном большом деле. На главную роль был приглашен «варяг», а вернее, мой друг Дмитрий Дюжев, поскольку он подходил по типажу. Кстати, у нас малая сцена предназначена для эксперимента, для молодой режиссуры. И я позволил своему другу выступить у нас с режиссерским театральным дебютом. Весной этого года на малой сцене Московского губернского театра состоялась премьера по пьесе Александра Гельмана «Скамейка», поставленного Дмитрием Дюжевым.

Самое главное, считает Сергей Витальевич, что в театре сейчас царит студийная атмосфера.

– Самое главное в театре – команда, которая любит свой театр и может работать в разных жанрах. И мы создали такую команду. Репертуар у нас разный – малые формы, музыкальные постановки и детские спектакли, на которых у нас всегда аншлаги.

Считаю, что театр должен быть доступен для всех во всех смыслах. Он должен быть для людей, а не только для театроведов. Но это не означает, что мы потакаем невысокому вкусу. Я за психологический, умный театр, но такой, который цепляет какие-то струны. Мы говорим со зрителем по душам. Он должен чувствовать, что к нему относятся бережно.

Рассказал Сергей Безруков и о том, что является абсолютной редкостью в театральной среде.

– Наш театр доступен для людей с ограниченными возможностями. Он оборудован пандусами и подъемниками для колясочников. В Москве такие театры можно пересчитать по пальцам. А еще у нас есть услуга для незрячих и слабовидящих — тифлокомментирование спектаклей. Это инициатива Ирины Безруковой. Мы обучили 5 специалистов театра, они получили соответствующие сертификаты и ведут эту работу. Московский губернский – пока единственный театр в России, где ведется тифлокомментирование. Теперь у нас есть еще одна задача – сделать доступным наш театр для глухонемых людей.

На вопрос, насколько сложно совмещать актерскую профессию и должность худрука, менеджера Сергей Безруков ответил:

– Художественный руководитель – не менеджер, он большой фантазер, который думает и работает над репертуаром. Я – актер, режиссер, снимаюсь в кино. Но даже на съемках думаю о своих актерах, они как дети, всегда нуждаются во внимании. Недавно дал согласие на участие в новом проекте – на съемки в фильме «Временно не доступен», привел с собой еще 23 артиста Московского губернского театра. Радовался, как ребенок, когда всех утвердили на роли. Мне приятней, когда больше хвалят моих артистов, чем меня, я этого и не жду…

Сергей Безруков единственный раз побывал на «Славянском базаре в Витебске» 15 лет назад. Тогда молодой актер сыграл на одной сцене с мэтрами сцены и экрана Любовью Полищук и Борисом Щербаковым в спектакле «Искушение». Теперь же он прибыл на форум искусств в статусе звезды и руководителя театра.

– Уже пришла мудрость, приближаюсь к 42 годам, многое впереди, но многое о жизни я уже знаю. Однако актерскую ранимость не утратил. Количество спектаклей только увеличивается, драматических ролей не стало меньше. Но стараюсь уже не всегда показывать то, что чувствую. Если 15 лет назад чувствительность можно было списать на молодость, то теперь сдерживаешь себя, чтобы не превратиться в старика, который плачет по любому поводу. Мне нужно держаться, быть закаленным. Потому что слезящийся худрук... Это, наверное, как Брежнев с платочком…

– А каким увидел Сергей Безруков Витебск на этот раз?

– Посетил Дом-музей Шагала и Арт-центр Шагала, как раз 7 июля – день рождения художника. Потом побывал в Художественном музее, позвали на выставку работ Дали и Пикассо. Я ее видел раньше в Томске, поэтому попросил показать передвижников. К сожалению, ее сняли из-за испанцев, но мне достали из запасников иконы Репина, картины Крамского, Маковского... Посмотрел выставку произведений Пэна, учителя Шагала. Очень понравились женские и мужские портреты…

А Витебск… С определенного ракурса – с моста на ратушу – показался… Минском. Обратил внимание на чистоту – такую же, как и 15 лет назад. Это данность. У вас даже улицы моют не просто, а бережно, с любовью. Это видно по лицам. И эта внешняя чистота накладывает отпечаток на все – и на работу, и на помыслы.