Новости

18 июля 2017

ТЕАТР НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Темперамент, актёрская душа и волны лицедейства, фантазии отчаянных мечтателей-режиссёров, спецэффекты и новые трактовки старой доброй системы Станиславского (который, как это ни странно, сам не знал, что он – система)…

Театр – это порыв, вечный поиск нового мироздания. Театр – постоянный момент рождения новой энергии. Может, именно на сцене рождается новый вид энергии, которой нет в учебниках физики, о которой грезят логичные и не умеющие верить в сказки учёные.

Прошли времена классического триединства, прошумели лихие дни соцреализма. Свобода и желание удивлять – то, чем живёт сегодня мир под названием театр.

Сцена из спектакля «Джуди».Программа «Театральные встречи», которая каждый год украшает фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске», подтверждает все эти постулаты. И ещё раз доказывает простую и вечную истину: театр – бесконечен.

…Дождь. Успенский собор горит своими куполами сквозь серую пелену. Мост через Двину кажется плотом через время. Афиши зовут на спектакли. Из театра жизни мы ныряем в театральный зал. Двери мистической реальности распахиваются.

Начинается первый спектакль, мы уже в середине прошлого века. Нас встречает театральный мир времён Джуди Гарленд. И уже Нонна Гришаева – вовсе не она, а легенда мирового кинематографа Джуди Гарленд, с её нерешёнными проблемами и трагической судьбой. И мы, нынешние зрители, почти как тогдашние любители ежедневных газетных сплетен, наблюдаем за её жизнью через распахнутый занавес.

Разница лишь в том, что отношение ко всему, что происходило, сейчас кардинально изменилось. Причём, не только благодаря автору пьесы Питеру Куилтеру, но и потрясающей актёрской энергетике партнёров главной героини, двух Сергеев: Шустицкого и Марина, сногсшибательной режиссёрской трактовке Алексея Франдетти, и стремительно-яркому сценическому оформлению спектакля «Джуди», которое придумали и воплотили мастера своего дела Тимофей Рябушинский и Виктория Севрюкова.

На следующий день перещеголять друг друга пыталось актёрское трио. Светлана Тома в спектакле «Ты мне – я себе» по профессии вдова, причём с очень-очень чёрной душой и такими же поступками. Ольга Тумайкина – её подруга, в начале постановки бедная, а к финалу вроде бы и не очень. И Александр Панкратов-Чёрный – он вообще до конца спектакля инкогнито.

Комедия современного драматурга Юрия Чигрова (читатель, запомни эту фамилию!) продолжает традиции пресловутого треугольника. Только на сей раз в нём главенствуют не любовные мелодрамы героев, а весьма жизненная и всепоглощающая тема денег. И тут уж как положено. На войне как на войне. Тактика, стратегия, замешанные на коварстве и интригах… Все моральные ценности переворачиваются с ног на голову. Потом, правда, справедливость торжествует. Зло наказано, и его абсолютно не жалко. Так, как и предполагал режиссёр спектакля Сергей Кутасов, выстраивая действие по законам комедийного жанра.

Сцена из спектакля «Невеста напрокат».Продолжил театральную программу спектакль «Невеста напрокат», поставленный по пьесе нашего современника, и это снова – Юрий Чигров (мистика, хоть так и планировалось организаторами театральной программы заранее).

И в этой постановке яркость характеров не уступает многотомному роману, герои которого, вполне возможно, могут жить рядом с нами в соседней квартире. Впрочем, популярные актёры Владимир Гостюхин и Елена Проклова, Мария Рассказова и Вячеслав Гугиев, которые работают в спектакле, тоже живут с кем-то по соседству. А Алеса Качер и вовсе родом из Беларуси и в Минске сегодня живут её родственники.

…Ах, как же тесно переплетены в нашей жизни прошлое, настоящее и будущее! Одно неверное решение – и вся жизнь может улететь в тартарары. А всё почему? Поддался эмоциям, не поговорил вовремя. К счастью, героям спектакля удалось преодолеть свою гордыню. Поздновато, но всё же нашли в себе силы поговорить друг с другом, что и привело театральное действо к традиционному хэппи-энду.

Впрочем, лёгкой жизни никому никто и никогда не обещает, и продавать билеты счастья никто не собирается. Хотя по воле случая такое всё-таки иногда случается. Но, как говорится, случайность не что иное, как невидимая нами закономерность. Может, потому внезапная и искренняя любовь – тоже закономерность, и идти надо за ней безоговорочно, что бы ни говорили условности и вековые предрассудки. Так, как это сделали герои спектакля «Лёгкой жизни никто не обещал», который привёз на фестиваль Театр-студия киноактёра из Минска.

В комедии, поставленной художественным руководителем театра Александром Ефремовым, всё происходит, как в настоящем французском фарсе. Все невероятные совпадения и недоразумения ведут героев к долгожданному счастливому финалу (хотя, если честно, зрители были не прочь понаблюдать за всей этой чехардой и подольше).

Комедия в репертуаре театра всего третий год, и за это время успела представить белорусское искусство на Первых Белорусских театральных сезонах в Париже.

Круговерть событий раскручивают артисты Александр Тимошкин, Елена Гиренок, Вера Полякова, Валерия Ефименко, Александр Бранкевич и Антон Жуков, да так мастерски, что ярко комедийный сюжет выходит за рамки анекдота. Внешняя карикатурность уходит. Героев спектакля впереди ждёт долгая и счастливая жизнь.

Мелодрама «Семейный ужин в половине второго» по пьесе Виталия Павлова в постановке Михаила Цитриняка тоже перешагнула за рамки заявленного в афише жанра и предоставила почву для размышлений о смысле жизни и ответственности каждого из нас за свои поступки и решения. Образы, созданные Анной Большовой, Анатолием Васильевым, Ольгой Волковой, Егором Бариновым и Андреем Рапопортом, отличаются не только искренностью, но и особым национальным колоритом, что придаёт их персонажам ещё большую убедительность.

Сцена из спектакля «Мужской аромат».Против чрезмерных банальностей выступает и режиссёр постановки «Мужской аромат» Павел Сафронов, поставленной по пьесе «Оркестр» Жана Ануя – одного из создателей интеллектуальной драмы.

В героях, воплощённых на сцене Даниилом Страховым, Ольгой Ломоносовой, Ингой Оболдиной, Дарьей Поверенновой, Алисой Гребенщиковой и Анной Уколовой, так легко узнать себя или своих знакомых – во время спектакля видишь жизнь человеческого общества, в которой каждый борется за право оставаться самим собой и быть счастливым.

…Впрочем, понимание счастья у каждого своё.

Впечатление, которое оставил моноспектакль «Звёздный мальчик», сродни мистическому трепету. Настолько точна и великолепна Дина Корзун, рассказавшая зрителям сказку Оскара Уайльда, сотканную из мельчайших деталей в идеальных пропорциях. Особый, ни с чем несравнимый колорит спектаклю придаёт тщательно подобранный и удивительный по красоте видеоряд (да простит меня зритель за этот технический термин, который не передаёт и тысячной доли того, что создал его автор видеорежиссёр Олег Михайлов!). В мерцающем калейдоскопе события накладываются, как в жизни, друг на друга. Их нескончаемая вереница заполняет реальность, и, не найдя в ней для себя места, переходит в сказку. Здесь главного героя, конечно, ждут испытания. Живая музыка в исполнении пианистки Нины Баженовой подчёркивает эмоциональное напряжение и замысел режиссёра спектакля Максима Диденко.

Спектакли Московского театра на Юго-Западе, как всегда, поразили профессионализмом и особой, присущей только этому коллективу стилистикой.

Пьеса Стефана Брюлотта «Игра в Наполеона» и трагедия Уильяма Шекспира «Макбет» – дань сакраментального и негасимого интереса к личностям, менявшим историю. К гениальным диктаторам, покупавшим восторг и поклонение предательством и кровью.

На выставке Московского театра на Юго-Западе выступает художественный руководитель Олег Леушин.Обе постановки вызвали шквал эмоций и оваций, громогласное «браво» подтверждало успех…

И всё же в этом году нельзя было не думать, что эти спектакли в программе «Театральных встреч» – последние режиссёрские работы Валерия Беляковича, жизненный путь которого прервался 6 декабря 2016 года.

Валерий Белякович, создатель и руководитель Московского театра на Юго-Западе, приезжал в Витебск на протяжении без малого десять лет. Теперь об этом феерическом на выдумку режиссёре говорят его работы. К 40-летию именитого коллектива в этом году в фойе Коласовского театра организована выставка.

В экспозиции прослеживается вся история театра, начавшего путь к вершинам в здании районной библиотеки в Вотрякове, которой заведовал Валерий Белякович.  Афиши того, начального этапа творческого пути, – рукописные. Позднейшие выполнены в многокрасочной печати. Многие из них рассказывают о тех спектаклях, которые публика видела во время фестиваля. С 2009 года Витебск рукоплескал постановкам «Куклы», «Мастер и Маргарита», «Сон в летнюю ночь», «Ревизор», «Баба Шанель», «Мольер», «Укрощение строптивой», «Фотоаппараты», «Дураки», «№ 13».

Многие зрители со слезами на глазах разглядывали фотографии, запечатлевшие Валерия Беляковича в многочисленных образах, сыгранных им на сцене любимого театра, в котором и сейчас не прекращается вечный  поиск нового мироздания.

Завершает программу «Театральных встреч» мюзикл-комикс «Казанова», который поставлен в Белорусском государственном университете культуры и искусств.

Настоящее и будущее белорусского искусства во многом зависит от них – молодых, талантливых, целеустремлённых. Свобода и желание удивлять – то, чем живёт сегодня театральный мир.

Пожелаем и мы кораблю под названием театр счастливого пути по волнам вдохновения и творчества.

Елена Гринь