Дайджест

27 июля 2016

«ТЕПЛЕЕ, МИЛЕЕ, РОДНЕЕ»: СРАВНИЛИ «НОВУЮ ВОЛНУ» И «СЛАВЯНСКИЙ БАЗАР»

«Славянский базар» отметил свое 25-летие. Появилось целое поколение людей, которые росли вместе с фестивалем и не знают свой город без этого события. Как развивался культурный форум, как он влияет на славянскую культуру, рассказывает Ольга Маркович, которая руководит делегацией Сербии и Черногории на фестивале «Славянский базар» с 1994 года.

- Многое ли изменилось за 24 года вашего участия в фестивале?

— Конечно! Сначала это был небольшой конкурс молодых исполнителей, в котором участвовали молодые исполнители и детские фольклорные коллективы. В рамках фестиваля отмечался день России, день Украины, день Белоруссии, день города.

А потом постепенно фестиваль стал набирать высоту и расширялся географически: кроме России, Украины, Белоруссии, Польши и Болгарии присоединилась Сербия (ко второму фестивалю), затем появились и другие страны. Например, Грузия, Армения, Азербайджан — страны не только славянские, потому что само название — «Славянский базар» — подразумевает не только славянское начало, но и базар — а это восточное слово. А на базаре есть все! И славяне, и наши друзья из других республик. Теперь присоединилась и половина Латинской Америки.

- А не вредит ли такое расширение изначальной концепции, концепции именно славянского фестиваля?

— С одной стороны, это хорошо, интересно, а с другой стороны — как бы он не утратил свою первоначальную задумку как славянский фестиваль, с целью развивать и объединять именно славянскую культуру. Но одно из условий — песня славянского композитора (исполняется в первый день полуфинала), и другие страны, не славянские, должны, получается, познакомиться с музыкой славянских композиторов, с поэзией, приобщиться к нашей культуре.

- Насколько Сербии и другим балканским странам везло на конкурсе исполнителей эстрадной песни в Витебске?

— Сербия достаточно прославилась на «Славянском базаре»: 1993 год — Лиляна Ранчич — второе место, 1994 год — Милан Шчепович — первое место, гран-при в 1995 году у Филиппа Жмахера, в 1997 году обладатель гран-при — Светлана Славкович, 1-ое место в 1998 году досталось Тане Банянин, а в 1999 году получил гран-при Желько Йоксимович, в 2000 году — Тоше Проески из Македонии, в 2002 году победителем стал исполнитель ЗИКИ, Зимонич Милован, а Зоран Шандоров из Сербии заслужил второе место, в 2003 году второе место у Елены Томашевич. Это, к сожалению, наш последний такой успех — остальные ребята занимали 5-6 места. Это почетные места из 21 страны.

- Кого, кстати, предпочитают исполнять сербские певцы на конкурсе?

— Сербские конкурсанты пели в основном сербских композиторов, у нас очень богатая эстрада. Начиная с Джордже Марьяновича, Радмилы Караклаич и многих других, которые здесь были популярны. А композитор Корнелий Ковач — он у нас как талисман! 
Как правило, с одной из его песен мы всегда получали призы. Если одну песню его поем, значит, удача будет! Если не гран-при, то первое или второе или третье место.

Первые 15 лет у нас обязательно была песня национального мелоса, это не было требованием, это был наш выбор. И мы получали первые места. Одна песня должна представлять страну, другая — славянского композитора. И наши выбирали обязательно национальный момент. Старинные народные сербские, черногорские, македонские песни. И они помогали нам выигрывать. Теперь новые тенденции, ценят больше поп певцов, но все течет, все изменяется.

Корни славянской культуры всегда найдут свой выход в музыке, в танцах. Белорусы любят народные сербские песни, как свои, чувствуя в них какой-то общий мелос.

- Что дает успех на этом фестивале? Нужен ли вообще такой фестиваль молодому исполнителю?

— Молодому исполнителю, если он побеждает в первой четверке — гран-при, первое, второе и третье место — фестиваль дает неплохие деньги, на которые молодой певец может записать свой первый сольный альбом, как в основном все наши и делали. Все средства уходили на запись первого альбома. Ну, а после первого, если ты настоящий певец, рождался второй, третий и так далее. Что у наших певцов так оно и было.

- То есть все те, кого вы перечислили, они «выстрелили» после Базара?

— Все, кого я перечислила, они в работе, они известны и популярны, причем Желько Йоксимович пишет для многих других певцов, для Азербайджана, Армении, Белоруссии. Эти исполнители занимают неплохие места на Евровидении. Сам Желько лично занимал дважды второе место и сейчас действительно один из самых популярных композиторов и певцов Сербии.

- А многие ли исполнители стали сотрудничать с музыкантами из других стран, с которыми познакомились на фестивале?

— У Желько были проекты с боснийскими, с азербайджанскими исполнителями. Филипп Жмахер женился на украинской певице, много работал на Украине, сейчас работает в Германии вместе с ней, Анастасией, которая представляла Украину на Славянском базаре. Тут же познакомились и с болгарскими руководителями и исполнителями, и многие наши певцы занимают места в Болгарии на фестивале «Discovery» в Варне. Мы, коллеги из республик бывшей Югославии, встречаемся здесь на «Базаре».

- Что, на ваш взгляд, отличает этот конкурс от других?

— «Славянский базар» оправдывает свое название. То, что это именно славянский, то есть славянская культура, которая настолько богата, что и западные певцы ее принимают и перенимают, исполняют, им эта музыка близка. А «Новая волна» — это скорее западного типа фестиваль. Ни в коем случае не в отрицательном значении, он просто другой. Там более молодые певцы, которые хотят себя показать на европейской сцене.

А «Славянский базар» — теплее, милее, роднее. И вижу, что стал близким и для стран Латинской Америки, Мальты, и Туниса, и кого здесь только не было. С удовольствием все приезжают и знакомятся с нашей культуры.

- У фестиваля богатая программа, что вам интересно на «Славянском базаре» как зрителю?

— Кроме конкурса исполнителей здесь прекрасная кинопрограмма, которая всегда показывает новинки. Замечательные театральные встречи. Новые спектакли, встреча с новыми театральными именами, на которые в Москве иногда трудно попасть. Кукольный фестиваль — приезжал, кстати, кукольный театр из Ниша, участвовал. Театр «Лялька» устраивает фестиваль кукольных театров для детей.

А вот фестиваль кукольного театра в Витебске он имеет свои глубокие корни. С фильмом мы несколько раз приезжали. Выставки бывали. Молодые фотографы выставлялись в художественном музее. Дети, которые раньше приезжали как танцевально-фольклорные группы, когда еще не было отдельного детского конкурса, было много интересных фольклорных историй по сохранению традиций — лучший костюм, лучшее исполнение. Здесь все дружили, и мы несколько раз приезжали в Болгарию, Польшу именно познакомившись здесь с другими фестивальными группами.

Мы привозили сюда выставку сербской девочки, Наташа Пипович, ей было 14 лет, она глухонемая, прекрасно рисовала. Сейчас она известный архитектор. И ее первая самостоятельная выставка работ была именно в Витебске. Иван Маркович (гитара) участвовал в программе фольклорного коллектива «Светозар Маркович», а сейчас он дирижер, работает на кафедре дирижирования в Академии музыки в Белграде, работает со струнным камерным оркестром «Орфей».

Хотя изюминка, конечно, это конкурс. И не потому что там большие деньги, а потому что это возможность познакомиться с культурами других стран.