Архив

28 июня 2014

«Вернулся я на Родину» К 100-летию Марка Фрадкина

28 июня в Витебске на доме № 2 по улице Политехнической откроется мемориальная доска нашему земляку, известному советскому композитору, народному артисту СССР Марку Григорьевичу Фрадкину (1914-1990 гг.), 100-летие со дня рождения которого отмечается в этом году.

Дань уважения и памяти знаменитому витеблянину, ставшему легендой песенной культуры XX века, отдает и XXIII Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске». Концерт 12 июля «Вернулся я на Родину», посвященный 100-летию композитора, – одно из знаковых событий фестивальной программы. Пройдет он в Летнем амфитеатре, символический ключ от которого в 1988 году, когда открывалась знаменитая фестивальная сцена, был вручен Марку Фрадкину.

Марк ФрадкинКомпозитор был гостем на Первом фестивале польской песни в Витебске. Тогда никто не задавался вопросами о будущем Амфитеатра, оно всем казалось безоблачным. Но вероятно, Марк Фрадкин, видевший много концертных площадок на своем веку, понимал, что праздники пройдут, наступят будни и над этим вопросом придется задуматься.

«Вижу, что готовились к фестивалю в Витебске очень серьезно, — говорил он. — Амфитеатр – прекрасная концертная площадка, которой может гордиться любой город. У него большое будущее. На этой сцене захотят выступить самые именитые артисты. Но придется много работать. Большой концертный зал потребует большой работы». Все сбылось.

В концерте «Вернулся я на Родину» примут участие Национальный академический концертный оркестр Беларуси под управлением Михаила Финберга, солисты Руслан Алехно и Ирина Дорофеева, Николай Скориков, Анатолий Ярмоленко и ансамбль «Сябры», вокальная группа «Чистый голос», театр музыки и песни «Просторы», Ренат Ибрагимов, ВИА «Самоцветы», Александр Рыбак и многие другие артисты. В Витебске будут звучать песни Марка Фрадкина — шлягеры XX века, которые люди помнят и любят.

«Шел я к высокому небу не зря…»

Марк Фрадкин«…Возвращаясь к своей юности, я тотчас вспоминаю и песню, написанную мною о родном городе Витебске в 1946 году… Песня называлась «Вернулся я на Родину». Город лежал в развалинах. Не было целых улиц, целых районов. Никто из родных не ждал меня в Витебске — погибли в войну, в немецкой оккупации. Немцы не успели разрушить только центральную площадь города… Неподалеку от нее стояла каланча с часами. И площадь, и каланча, они знакомы многим, в том числе и тем, кто никогда не бывал в Витебске, по картинам Марка Шагала…

Города бывают разные. Большие и красивые. Более скромные. Но город юности всегда любишь особой, непреходящей любовью. Поэтому понятна моя любовь к Витебску», — писал наш земляк, композитор Марк Фрадкин в своей биографии в 1974 году. Кстати, это год, когда город праздновал 1000-летие, и Марк Григорьевич посвятил Витебску еще одну песню «Столица областная».

Светлана Моргунова, Муслим Магомаев, Леонид Утесов, Марк ФрадкинОн родился здесь и провел детство, окончил школу и политехнический техникум, работал на швейной фабрике «Знамя индустриализации», из Витебска уехал поступать в театральный институт в Ленинград, а оттуда в Минск, где служил в детском театре и учился в консерватории.

Свою первую «Песню о Днепре» 27-летний Марк Фрадкин написал на войне, в ноябре 1941 года, вместе с поэтом Евгением Долматовским, с которым встретился на фронте. С ним же сочинили и «Случайный вальс», первым исполнителем которого стал Леонид Утесов. Эти песни были невероятно популярными и во время войны, и потом они звучали, были любимы. Впрочем, как и многие-многие произведения Марка Фрадкина, к которым восприимчивым было не одно поколение. Наверное, композитор был наделен особым даром — вслушиваться в звуковую атмосферу времени. Ведь по его песне «Течет Волга» люди узнавали Людмилу Зыкину, в 1970-е написанные с Робертом Рождественским песни «Там, за облаками», «За того парня» знала и пела молодежь. Сколько же им было создано песен — «Мы жили по соседству», «А годы летят», «Прощайте, голуби», «Увезу тебя я в тундру», «У дepeвни Крюково», «Всегда с тобой»… И все они были любимы, в них прозвучал XX век. А исполняли песни Марка Фрадкина Клавдия Шульженко и Марк Бернес, Анна Герман и Эдита Пьеха, Майя Кристалинская и Иосиф Кобзон, ансамбль «Самоцветы»… Музыка Фрадкина звучала более чем в пятидесяти фильмах.

Иосиф Кобзон, Марк Фрадкин, Юрий СилантьевПосле войны Марк Григорьевич жил и работал в Москве до последнего своего дня, но он не забывал о родном Витебске. Возвращался домой с концертами, выступал на разных площадках. Вспоминают Марка Фрадкина до сих пор ветераны фабрики «Знамя индустриализации», в театре имени Я. Коласа, где он участвовал в праздновании одного из юбилеев. Марк Григорьевич побывал и на первом концерте в Летнем амфитеатре, который состоялся 20 июля 1988 года и посвящался строителям, архитекторам, возводившим это грандиозное сооружение. Тогда символический ключ от Амфитеатра был вручен нашему именитому земляку народному артисту СССР, композитору Марку Фрадкину. К слову сказать, ведущие концертов в Амфитеатре, да и журналисты, когда Марк Григорьевич приезжал, обращаясь к нему, непременно говорили: «Почетный гость». И однажды он внес поправку: «Я тут не гость, я дома, потому что родился в Витебске и часто приезжаю сюда».

Марка Фрадкина не стало в 1990-м, а в этом году отмечается 100-летие со дня рождения композитора.

На фестиваль «Славянский базар в Витебске», в рамках которого пройдет концерт, посвященный Марку Фрадкину, собирается приехать из Москвы внук композитора Антон Фрадкин. Общаясь с коллегой накануне события, прежде всего, поинтересовалась, какие воспоминания о родном городе Марка Григорьевича сохранились в семье?

Первый слева - Леонид Утесов, второй слева - Юрий Силантьев, четвертый слева - Марк Фрадкин, пятый слева - Эдуард Хиль— Маркуша, как называли деда в семье, а также близкие и друзья, очень любил Витебск и всегда подчеркивал, что он отсюда. Часто пел песни на белорусском языке. В первые годы после войны ему тяжело было приезжать в Белоруссию, в родной город, ведь нацисты убили всю его семью. И на эту тему он никогда не разговаривал. А вот начиная с 1950-х, постоянно бывал на родине. Дед после техникума работал на фабрике, где усовершенствовал какой-то станок для резки ткани. В 1970-е, приехав в Витебск уже состоявшимся композитором, он побывал там. И его станок еще работал! Он рассказывал об этом. Дед очень любил природу, но крайне неохотно ездил в Подмосковье (исключение — Руза, Дом творчества композиторов), повторяя, что если захочет на природу, то поедет в Витебск. Кстати, он вспоминал, что по всей улице, где был родительский дом (Никольская, ныне улица Доватора – прим. авт.), росли вязы. А еще рядом с домом находились пожарная станция и вышка, они завораживали его в детстве…

— Кстати, Антон, остались ли в семье какие-то витебские «реликвии» Марка Григорьевича?

— Думаю, ключ от Амфитеатра. Я такие вещи храню, надо будет внимательно пересмотреть архив. Из Витебска Маркуша однажды привез гармонь и с удовольствием играл на ней, удивляя друзей.

— Марк Фрадкин многим звездам советской эстрады дал путевку в жизнь, их имена хорошо известны, но с кем Марк Григорьевич был по-настоящему дружен, кто был вхож в дом и запомнился вам?

Марк Фрадкин, Андрей Петров, Микаэл Таривердиев— Дом всегда был полон гостей, здесь встречались самые разные, интересные люди. И, прежде всего, рано ушедший режиссер Юрий Егоров и конферансье Борис Брунов, который любил говорить: «Витебск дал нам двух Марков — двух евреев», подразумевая Фрадкина и Шагала. Приходили пианист Владимир Крайнев и поэт Илья Резник, Роберт Рождественский и его супруга, чудесная телеведущая Светлана Моргунова, артисты Евгений Жариков и Наталья Гвоздикова. В доме бывали Владимир Высоцкий с Мариной Влади, Евгений Евтушенко и Андрей Вознесенский, Людмила Гурченко, и, конечно, все поэты и исполнители, с которыми Фрадкин работал. В семье обожали Иосифа Кобзона, к нему особое отношение. Ждали Иосифа Давидовича всегда. Раюша, моя бабушка, готовила его любимые блюда. Если у них с дедом бывали какие-то творческие разногласия, то длились недолго. Кобзон — уникальная личность! Его знают как великого певца, как мужественного человека, спасшего заложников, но не все знают, что часто Кобзон помогает людям. С шестидесятых годов к нему идут за поддержкой, и он редко кому отказывает. Когда Маркуша заболел, именно Иосиф Давидович добывал ему лекарства, книги, фильмы, ведь это был дефицитный 1989 год. Кобзон организовал похороны деда и даже оплатил их. За что ему вечная благодарность….

— Каким Марк Григорьевич был в семье, что удивляло в его характере?

Марк Фрадкин— В семье он был, прежде всего, замечательным мужем и отцом. Обожал свою дочь! С женой они прожили 47 лет, и она умерла меньше чем через год после его смерти, успев сделать прощальный концерт в Колонном зале Дома Союзов. Ссор в доме почти не было. Конфликты исчерпывались беззлобным посыланием друг друга «куда подальше» и длились не более получаса. Дед всегда был элегантен, гармония в семье не мешала ему весьма галантно ухаживать за дамами, что, впрочем, выглядело вполне безобидно.

В его характере удивляла абсолютная открытость к людям, некоторая наивность и доверчивость, странноватая, если учитывать реалии того времени. Он был светлым человеком…

— Учил вас жизни?

— Нет, но ссорился со мной, если я не держал слово, или что-то говорил, не подумав.

— О Марке Григорьевиче очень многие из его круга отзывались как о человеке, в котором легко угадывалась теплота, душевность. И при таком внутреннем устройстве, как я слышала, композитор занимался жестким видом спорта — боксом. Это действительно так? Чем еще увлекался ваш знаменитый дед?

— Боксом Маркуша плотно занимался еще до войны, был чемпионом общества «Буревестник». Правда, не знаю в каком городе. Увлечение спортом в молодости позволило ему сохранить здоровье, осанку и боевой дух до 74 лет, пока не ослаб организм от серьезной инфекции. Благодаря такому здоровью, он много лет колесил по всей стране с концертами. А увлекался много чем. Любил хоккей. Много читал. Зачем-то коллекционировал копейки. Собирал картины. После пятидесяти стал курить сигары. Выпивал умеренно и красиво, но вполне регулярно. Какой-то был в этом шик.

Первый слева - Микаэл Таривердиев, третий слева - Андрей Петров, четвертый слева - Марк Фрадкин — Когда вы осознали, что ваш дед — знаменитость? Слышали ли вы песни в его исполнении? Говорят, это было удивительно проникновенное пение…

— Пел он часто как дома, так и на авторских концертах. Пел душой. Вокал, безусловно, нельзя было назвать профессиональным, но и претензии на это не было. Зато приятный тембр голоса и эмоциональность завораживали. Приходилось наблюдать его и за работой, многие песни написаны на моих глазах. За роялем он оказывался на завершающей стадии, а сочинял, насвистывая, прохаживаясь с сигарой по кабинету.

Знаменитость... Я всегда это знал, и видел, как реагируют на его имя. Но для меня он был — Маркуша, а не композитор Фрадкин. По-настоящему понял, кем он был, уже после смерти его, когда стал заниматься песнями деда.

— Какие песни Марка Фрадкина вы готовы процитировать от первой до последней строки?

— Таких песен, которые знаю от А до Я, много, ведь я рос на них и много лет занимаюсь наследием. «А годы летят…» и «Будь со мною строгой» — эти люблю больше всех.

— Кто, на ваш взгляд, из современных исполнителей, из молодых солистов мог бы ярко подтвердить, что песни Марка Фрадкина — искренние и красивые — остаются созвучными и нашему времени?

— Сложно ответить, кто бы мог сегодня это сделать, ведь люди должны понимать, о чем поют. Но, безусловно, я очень люблю, как исполняют песни деда Сергей Мазаев и Володя Пресняков. Это настоящие музыканты! Потрясающе однажды спела Лолита. Удивила красотой исполнения «Добрых примет» Юлия Началова. Вообще же, поют Фрадкина охотно. А начало этой «новой волне» положила великолепная Алла Пугачева в 1996 году, спев «На тот большак». Я так проникся ее исполнением, что через два года выпустил альбом кавер-версий песен Фрадкина в исполнении моих любимых артистов.

— Спасибо, Антон.

Наталия КРУПИЦА. «Витьбичи».

 

Фото из семейного архива Фрадкиных